166В любой семье в приемной или кровной, где есть дети, всегда наступает такой момент, когда родители сталкиваются с вопросом, как установить границы для слишком активного или даже агрессивного ребенка.
О том, как правильно устанавливать границы, чтобы это не сказалось отрицательно на психологическом развитии детей, хотелось бы рассказать в этой статье.


До трёх лет ребёнок проделывает огромную работу, чтобы научиться необходимым навыкам для дальнейшей жизни. Это важная часть воспитательного процесса: дети с правильным пониманием своих и чужих, «можно» и «нельзя» в будущем реже страдают различного рода зависимостями и легко сходятся с людьми. При воспитании приемных детей, зачастую этот пласт жизни остается пропущенным и вопросы установления правил и границ приходится решать позже трехлетнего возраста, на любом этапе возрастного развития.
Свобода и границы — это фундаментальные вещи, которые нужны для этого развития. Важно соблюдать баланс в предоставлении свободы и установлении границ.
Взрослый может только создать условия для развития, строит свою личность сам ребёнок. Мы не можем сделать это за него, ведь развитие происходит только тогда, когда человек действует сам.
Зачем предоставлять ребёнку свободу
Предоставляя ребёнку свободу действий, мы даём ему возможность следовать собственному пути развития. Он может выбирать ту деятельность, которая для него актуальна в данный момент, к которой он готов и сможет осилить. Свобода позволит ребёнку совершенствовать необходимые навыки, экспериментировать и познавать окружающий мир.
Как предоставить достаточно свободы:
С помощью свободных действий ребёнок выбирает занятия, которые необходимы ему для развития. Создайте среду, где есть всё необходимое для развития ребёнка.
Наблюдайте и старайтесь понять, что происходит, прежде чем вмешиваться. Вмешивайтесь только если промедление грозит здоровью ребёнка или других людей, целостности предметов.
Если видите, что ребёнок сконцентрирован на полезной деятельности, не препятствуйте его работе. Дайте ему понять, что не будете мешать и не позволите мешать другим.
Зачем ребёнку границы и как их устанавливать
Уместно вспомнить золотое правило для всех семей: «Чтобы взрастить и воспитать эмоционально и морально здорового человека, ему (еще ребенку) следует выставлять границы, причем, как можно раньше».
Дети не рождаются с «готовыми» границами. Они их усваивают благодаря общению и дисциплине.
С помощью границ и правил развивается безопасно, с комфортом для себя и окружающих. Границы нужны не только чтобы быть в безопасности, но и чтобы ребёнок понимал, где он, как устроен мир, как с этим миром взаимодействовать.
Рекомендации при установлении границ
Будьте доброжелательны — транслируйте ребёнку эмоции помощи, заботы, поддержки. Мы понимаем, что ситуация опасна. Но с точки зрения ребёнка всё выглядит иначе – ему интересно, он хотел достичь нового места, у него был план и цель, а мы ему помешали и прервали.
Действуйте настойчиво и уверенно. При установлении границ будьте одновременно настойчивы и доброжелательны: ребёнок должен видеть, что вы на его стороне, но при этом не отступитесь от своего решения. Всем своим видом показывайте, что на подоконнике нельзя находиться ни при каких обстоятельствах. Ребёнок видит эту уверенность и то, что вы на его стороне. Это не исключает возмущения и обид малыша, но так протестов будет меньше.
Обозначайте свои границы. Не допускайте неприемлемое поведение: не позволяйте делать себе больно — кусаться и щипаться. Уступками вы не помогаете, а только разрушаете ваши с ребёнком отношения.
Чтобы установить правила, сначала обдумайте ситуацию и подберите альтернативные варианты, которые удовлетворят потребность ребёнка. Потом расскажите ребёнку о них, дайте выбрать и помогите следовать этому выбору.
Ребёнку нужен уверенный взрослый, а не приятель. Только опираясь на авторитет родителя, ребёнок чувствует уверенность и эффективно развивается. Не нужно бояться сделать что-то не так или огорчить ребёнка.
Можно помешать развиваться чрезмерными ограничениями или если ваши ограничения непосильны возрасту ребёнка. Поэтому соблюдайте баланс и ориентируйтесь на возможности ребёнка. Чем он старше, тем осознанней его работа по соблюдению правил.
Наблюдайте за ребёнком, чётко устанавливайте правила и границы, давайте свободу выбора. Так вы поможете ему взять максимум от среды для безопасного и комфортного развития.
Существует множество техник постановки границ для детей далее представлена одна из наиболее эффективных техник - «Ф.В.О». Она состоит из трех элементов:
первый – это «ФАКТЫ», второй – «ВЫСКАЗЫВАНИЕ», третий «ОЖИДАНИЯ».
1. Оглашение факта
ФАКТОМ являются, прежде всего, описание конкретной ситуации, которая произошла, конкретного происшествия, поведения. ФАКТОМ не может быть качество, черта или отдельная характеристика на ребенка. ФАКТ – это именно то, что происходит в этом конкретном моменте времени и то, что имеет визуальное подтверждение.
Поэтому не является ФАКТОМ информирование ребенка, что тот «неряшливый», а так же констатация, что у него «как всегда полный бардак» в комнате.
ФАКТОМ является информирование ребенка о том, что «в его комнате на полу разбросана одежда». ФАКТОМ является так же, примерно следующее (подобное), обращение к ребенку: «В твоей комнате разбросана одежда. Это уже третий раз за эту неделю».
2. Собственные переживания по поводу произошедшего
ВЫСКАЗЫВАНИЕ – это оценка данной ситуации, как ситуация «повлияла на меня». К ВЫСКАЗЫВАНИЮ следует отнести выражение эмоционального отклика на данную ситуацию (ФАКТ).
Примером выражения ВЫСКАЗЫВАНИЯ в отношении ФАКТА являются следующие обращения к ребенку:
«Мне не нравится, что разбросана по полу одежда в твоей комнате».
«Я злюсь (недоволен, мне неприятно, меня огорчает), что твоя одежда валяется на полу».
3. Возмещение «ущерба»
ОЖИДАНИЕ является конкретным и решительным определением того, что в связи с произошедшим ФАКТОМ и ВЫСКАЗЫВАНИЕМ родитель ожидает от ребенка. Так как ФАКТ уже состоялся, родитель должен определить конкретные ожидания. Не уместно здесь чтение моралистических лекций на тему добра, зла, того что хорошо и что плохо.
ОЖИДАНИЯЕМ не будет являться обращение к ребенку типа «ну сделай что-нибудь», или «возьми себя в руки и повзрослей».
ОЖИДАНИЕ – это конкретное требование: «я ожидаю, что ты соберешь и сложишь одежду в течение ближайших пяти минут».
Данная техника должна применяться конкретно, без манипуляций, краткими требованиями, без «двойного послания».
Помните о том, что для эффективного применения данной техники, родителю следует выражать именно свое отношение (не бабушки, папы или тети) к данному поведению или поступку, не покушаясь на характер или индивидуальные особенности ребенка.