165Так сложилось, что в нашем современном быстроменяющемся мире родители уделяют большее внимание интеллектуальному развитию (IQ) ребёнка, игнорируя и/или недооценивая (из-за незнания, неумения) развитие его эмоциональной сферы или, как сейчас принято говорить, эмоционального интеллекта (EI).
Чем же различаются эти два вида интеллекта?


Коэффициент умственного развития (IQ) выявляет способность ребёнка мыслить, в то время как эмоциональный интеллект (EI) – это способность ребёнка осознавать свои чувства и управлять ими.
Авторы книги «Эмоциональный интеллект ребёнка» Джон Готтман и Джоан Деклер выделили три типа среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект:
1) отвергающие – это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком;
2) неодобряющие – это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать;
3) невмешивающиеся – они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают границы в поведении своих детей.
Подумайте, не относитесь ли вы к одному из данных типов родителей?
Как же поступают эмоционально зрелые родители в процессе воспитания своих детей? Джон Готтман и его коллеги вывели из наблюдений за успешным взаимодействием родителей с детьми, что процесс эмоционального воспитания, как правило, состоит из пяти этапов. Родители:
1) понимают, какую эмоцию испытывает ребёнок;
2) считают обсуждение эмоционального состояния ребёнка возможностью для установления доверительных отношений с ним;
3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;
4) помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;
5) вместе с ребёнком изучают возможные варианты решения проблемы, одновременно устанавливая границы.
Как влияет осознанное развитие родителями эмоционального интеллекта детей на их развитие в целом? Проведенные специалистами исследования показали, что дети, чьи родители постоянно использовали «эмоциональное воспитание», имели более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складывались отношения с друзьями, наблюдалось меньше проблем с поведением, они были менее склонны к агрессии. Дети испытывали меньше негативных и больше позитивных чувств.
Для гармоничного развития эмоционального интеллекта (EI) ребенка, родителю необходимо стать для него проводником в мире эмоций, последовательно обучая его следующим действиям:
 Эмоции нужно принимать.
Относитесь с пониманием к чувствам ребёнка и не обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: «Нечего тут бояться», «Мальчики не плачут». Этими высказываниями мы как будто отнимаем у ребёнка право испытывать эмоции. А если их подавлять, вытеснять, то эмоции становятся неуправляемыми, вызывают стыд и приводят к лишней нагрузке на нервную систему.
Неприемлемой и недопустимой может быть демонстрация каких-то чувств в определённых обстоятельствах. Например, когда мама не купила игрушку, которую хотел ребёнок, он может на неё разозлиться – для него это естественно. А вот ударить её за это он не имеет никакого права.
 Эмоции нужно уметь различать и выражать словесно.
Говорите с ребёнком об эмоциях, помогайте ему распознавать их, задавая вопрос – что он чувствует в той или иной ситуации? Когда замечаете яркое эмоциональное состояние ребенка, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка.
Важно и распознавание эмоций других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят, в зависимости от возраста ребенка, книжки с картинками, на которых у героев ярко выражены эмоции, мультфильмы и художественные фильмы.
 Важно понимать причины и последствия возникновения эмоций.
Анализируйте вместе с ребёнком его переживания – «Ты обиделся/разозлился/грустишь, потому что..», «Это привело к тому, что…». Важно, чтобы ребёнок осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает те или иные эмоции. Когда чувство описывается вслух, оно уже отчасти контролируется.
При просмотре художественных фильмов, мультфильмов, чтении книг, также можно обсуждать эмоции героев и прослеживать, к чему приводит то или иное их проявление.
 Эмоции нужно уметь выражать в социально-приемлемой форме.
Давайте детям возможность выплёскивать эмоции, радоваться и грустить без родительских замечаний. Можно даже оборудовать какой-то уголок, где ребёнок сможет выражать свою злость или бурную радость, прыгать и бегать, рвать бумагу, лепить, раскрашивать и так далее. Один из наиболее действенных и безопасных способов выражения эмоций - дать детям какую-то физическую активность (прыгать, отжиматься, приседать, играть в спортивные игры и т.д.), поиграть с ними на улице, чтобы буря эмоций, которую они переживают, прошла безболезненно и для них, и для окружающих.
Как мы видим, развитие эмоционального интеллекта ребёнка является процессом, требующим активных действий родителя не только в отношении ребёнка, но и, прежде всего, в отношении себя. Именно комплексное развитие ребёнка – не только его умственной сферы (IQ), но и эмоционального интеллекта – позволит ему в настоящем и будущем выстраивать гармоничные отношения с собой и окружающим миром!