фонкмат. слух

Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. Ф Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого.

Зачастую родители сталкиваются с тем, что им приходится по несколько раз окликать ребенка, прежде чем он отзовется и поймет, что от него требуется. Ему кажется, что родитель говорит слишком быстро. Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там ждут трудности малыша. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Плохое слуховое восприятие (это не означает, что у ребенка есть нарушения слуха) сказывается на эффективности освоения любого учебного материала. Ребенок испытывает трудности в понимании инструкций и концентрации внимания.


Поэтому, очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить - сформирован ли у вашего ребенка фонематический слух, в норме ли его произношение. Проверить фонематический слух вы можете и сами:

- попросите ребенка повторить слоги попарно: СА – ЗА, ГА - КА, БА - ПА, ДА - ТА и т. д.
- возьмите цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА – ПА - БА; ДА – ТА - ДА и т.д.
- следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых), например: миШка - миСка, Зайка - Шайка, Рак - Лак и т. д.
- в конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук (например С) поймай его, хлопни в ладоши: а-п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.
Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сенситивным (наиболее чувствительным) периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые много и правильно (без сюсюканья) разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребёнка развивают его фонематический слух.
Стройте этот фундамент вместе со своим ребёнком, учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и приятно!