002Память является одним из необходимых психических процессов, без которых невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Ее развитию в дошкольном возрасте обязательно должно уделяться достаточно времени, т.к. с помощью этого процесса малыш сможет получать новые знания, познавая мир или обучаясь в школе, приобрести необходимые ему знания, умения и навыки. На занятиях по развитию памяти можно научить детей запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с помощью несложных упражнений и игр. Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации без осмысливания, поэтому задача взрослых научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному.
По приемам заучивания различают следующие виды памяти:


1) механическая память.
При этом виде памяти смысл запоминаемого материала теряется, заучивается только что-то конкретное. Если это слова, то в такой последовательности, в которой они были предложены; если это действия, то именно в такой последовательности, в которой они повторялись. Такой вид памяти очень востребован при заучивании иностранных слов, их записи и произношении, разучивании танца;
2) логическая память.
Этот вид памяти отличается запоминанием смысла заучиваемого. Тот материал, который необходимо запомнить, подвергается тщательному анализу, делится на смысловые части. Определяется главная мысль каждой из них и взаимосвязь между ними. С помощью всех этих приемов выделяется и запоминается самое важное в тексте, его суть.
По степени волевой регуляции выделяют:
1) произвольную память, при которой для запоминания необходимого материала нужно приложить усилия;
2) непроизвольную память, когда никаких усилий не требуется, все запоминается само по себе.
Разучивание наизусть стихов или песен, запоминание цепочек никак не связанных друг с другом слов, вспоминание просмотренных ранее картинок помогают развитию механической памяти. Ваш малыш будет блистать на утренниках в детском садике, без особого труда справляться с программой начальных классов, но уже в средней школе, одной лишь механической памяти становится недостаточно. Если школьное задание или жизненная ситуация требует творчески применить полученные знания, решить нестандартную задачу, ребенок теряется.
Почему же это происходит?
Дело в том, что у ребенка еще не развита ассоциативная память: умение не просто автоматически запоминать те или иные факты, но и образовывать многочисленные и разнородные связи между ними. Поэтому уже с самого раннего детства можно и нужно начинать развивать у малыша ассоциативную память. Веселые и не сложные на первый взгляд игры активизируют одновременно несколько каналов восприятия: зрение, слух, осязание.
Игры, направленные на развитие памяти
Для занятий вам понадобятся дощечки с разной шероховатостью. Сделать их не сложно: потребуются картон, мех, лоскутки ткани, тонкая веревка и другие подручные материалы. Дощечек с различными поверхностями может быть несколько: от пяти до десяти и более. На обратной стороне должен быть написан порядковый номер и нарисовано соответствующее число кружочков.
Дощечка №1: на нее наклеен кусочек натурального или искусственного меха.
Дощечка №2: на нее наклеена наждачная бумага.
Дощечка №3: на нее наклеена ткань типа байки или фланели.
Дощечка №4: на нее накапали расплавленный воск, который, застыв, образовал объемные капли.
Дощечка №5: на нее наклеены спички или маленькие палочки.
Дощечка №6: на нее наклеена фольга, целлофан или клеенка, главное, чтобы поверхность бы ла гладкой.
Эти дощечки используются во всех играх.
Игра №1
1. Разложите дощечки по порядку от пер вой до шестой номером вниз.
Предложите ребенку ощупать и охарактеризовать каждую поверхность, подобрав при этом как можно больше определений-прилагательных.
2. Затем уберите дощечки и попросите его вспомнить последовательность их расположения, основываясь на тактильных ощущениях.
Если у ребенка возникнут затруднения, повторите игру, но на этот раз, когда малыш будет ощупывать дощечку, спросите: «На что она похожа?» Например, дощечка с мехом может на помнить котенка, шубу и даже газон с молодой травкой и т.д.
Игра № 2
1. Малыш закрывает глаза и тщательно, не торопясь, ощупывает поверхность каждой дощечки, стараясь запомнить, каковы они на ощупь и в каком порядке лежат.
2. Перемешайте дощечки и предложите ребенку, не открывая глаз, разложить их в прежнем порядке.
3. Вместе проверьте, правильно ли выполнено задание. Для этого дощечки нужно перевернуть номером вверх.
Время от времени возвращайтесь к этой игре и сравнивайте результаты.
Игра № 3
1. Предложите малышу взять дощечку №1, закрыть глаза и потрогать ее.
2. Спросите его, что ему напоминает эта дощечка, какая она. Тоже самое проделайте с остальными дощечками.
Игра № 4
Давайте ребенку дощечки по одной и предлагайте ощупать их и нарисовать предметы, на которые они похожи. Для каждого рисунка берите отдельный лист бумаги.
Например:
дощечка №1 - кошка, шубка, травка…
дощечка №2 - дорога, камень...
дощечка №3 - платье, кофта, плюшевый мишка...
дощечка №4 - кочки, капли варенья, дождик...
дощечка №5 - забор, рельсы, шпалы...
дощечка №6 - зеркало, ледяная горка, окно...
Игра № 5
1. Разложите перед малышом по порядку дощечки, а над ними – картинки с изображениями:
• лисы (зайца, кошки, газона...)
• облака (болота, капель …)
• забора (шпал, перил, железнодорожного полотна...)
• зеркала (окна, катка...)
2. Малыш смотрит на картинки и одновременно ощупывает дощечки, рассуждая примерно так: «Зеркало такое же гладкое, скользкое, прохладное».
3. Теперь уберите дощечки и предложите ребенку вспомнить, какая из них была первой, какая – второй и т.д.
Игра № 6
1. Разложите дощечки по порядку, а над ними – картинки.
2. Ребенок разглядывает картинки и ощупывает дощечки, стараясь уловить между ними ассоциативную связь и запомнить ее.
Например:
Капля – ткань: когда выжимаю мокрую тряпку, с нее падает капля.
Ботинок – наждачная бумага: иду в ботинках по асфальту.
Платок – спички: платок висит на заборе.
Обратите внимание! Смотреть можно только на картинку, а не на дощечку! (ребенок ощупывает нужную дощечку с закрытыми глазами и запоминает ее на ощупь, дощечки можно прикрыть платком)
3. С закрытыми глазами ребенок наугад выбирает дощечку и вспоминает соответствующую ей картинку.
Игра № 7
1. Разложите перед малышом ряд картинок: пусть рассмотрит их, пытаясь представить, каковы изображенные предметы на ощупь.
2. Уберите картинки. Задача ребенка – по памяти восстановить, в каком порядке они лежали. Количество картинок от игры к игре постепенно возрастает.
Игра № 8
1. Ребенок раскладывает дощечки в любом порядке, а вы записываете номера дощечек в том порядке, в каком их разложил малыш.
2. Закрыв глаза, кроха ощупывает каждую дощечку, представляя себе образ и рассказывая о нем.
3. Перемешайте дощечки. Ребенок должен, вспомнив образы и рассказы о них, восстановить ряд дощечек.
Игра № 9
Предложите малышу разложить дощечки, начиная с самой «неприятной». При этом пусть он опишет свои ощущения и попытается объяснить, чем эта дощечка неприятна (например, трогая дощечку №1, я вспоминаю собаку и расстраиваюсь, что мне ее не купили). Закончите ряд дощечкой, вызывающей самые приятные ощущения, объяснив их (например, трогая дощечку №2, я вспоминаю, что мне подарили велосипед, и я катаюсь на нем по дороге).
Игра № 10
1. Назовите ряд слов (не менее шести). Малыш в это время ощупывает дощечки и строит ассоциативные связи.
2. Ребенок повторяет словесный ряд, ощупывая при этом дощечки (это помогает вспомнить слова).
Игра № 11
1. Рассмотрите вместе с малышом картинку, где изображено много разных предметов.
Например: лампа, стол, стакан с чаем, кактус, кресло, телевизор, тапочки, одежда, мокрые сапоги.
2. Попросите его ответить на вопросы:
• Какие предметы теплые, а какие – холодные?
• Какие предметы твердые, а какие – мягкие?
• Какие предметы гладкие, шероховатые, колючие?
3. Уберите картинку и попросите ребенка вспомнить, опираясь на тактильную память, что на ней было изображено.
Игра № 12
1. Попросите малыша ощупать разные предметы.
2. На следующий день, предложите ребенку вспомнить, что именно он трогал, и рассказать о своих ощущениях. Например: диван мягкий; ручка от двери холодная и твердая; стекло на окне скользкое, прохладное и твердое и т.п.
Если предложенные игры понравились вашему ребенку, вы вполне можете придумать свои, похожие, соблюдая принцип ассоциативной связи.
Не скупитесь на похвалу и поощрения и не слишком переживайте из-за неудач!