197Все дети талантливы и способны от природы. Они по натуре своей любознательны и полны желания учиться. Нужно только умное руководство со стороны взрослых, чтобы папы, мамы, бабушки и дедушки помогли раскрыться и развиться этим способностям и талантам. Творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться как угодно: через слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию.
Как развивать творческие способности у детей?


1. Обогащайте жизненный опыт малыша: читайте ему сказки и стихотворения, рассматривайте картинки в книгах и журналах, не упускайте возможность посетить с ребенком театр или музей, ездите с ним на экскурсии. Это раскрасит ваши будни, а у ребенка появятся новые идеи. Часто именно так возникает интерес к творчеству. Воображение формируется в результате творческой переработки пережитых моментов: научите малыша рисовать увиденное, пересказывать произошедшие интересные события.
2. Внимательно наблюдайте за ребенком во время игр, прогулок. Это поможет в раннем детстве выявить его склонность к тому или иному виду творческой деятельности и в дальнейшем развить эти способности.
3. Помогите ребенку определиться с выбором кружка по интересам, поощряйте и мотивируйте его посещение. Выберите подходящие по возрасту для вашего ребенка занятия в каждой сфере – изобразительное искусство, конструирование, музыка, танцы, театр, словотворчество.
4. Играйте с детьми. Игра – наиболее понятная и приятная форма познания мира для ребенка. В три года малыш сумеет сложить башню из кубиков, в тридцать лет он, быть может, станет автором уникального изобретения. В процессе игры развивается хорошо фантазия, творческие навыки, нестандартное мышление.
5. Обязательно показывайте малышу свой интерес и уважение к его творчеству. Ставьте на видное место те произведения, которые он выбрал или сделал сам. Принимайте его оценку собственных шедевров: оставляйте то, что он хочет сохранить, и убирайте то, что ему надоело. Подписывайте его рисунки, оформляйте рамки, паспарту, устраивайте выставки картин. Как можно чаще хвалите ребенка за любое его достижение и никогда не критикуйте его творческие порывы. Поддержите его во время занятий спортом, музыкой, участвуйте вместе в конкурсах, тогда у него появится желание искать, открывать для себя новые направления. Создайте у себя дома «творческий уголок», где ребенок сможет найти все необходимое для творчества.
6. Во время творческих занятий выключите ненадолго телевизор, компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Выделите корзинку, куда вся электроника отправляется «спать», пока вы занимаетесь творчеством.
7. Когда в вашей семье появятся собственные творческие традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки, снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные и театральные выступления.
Упражнения по развитию творческих способностей детей:
«Конструирование»
Собирание конструкторов отлично развивает воображение. Чем разнообразнее предложенные ребенку конструкторы (конструктор «Лего», магнитные, деревянные, металлические конструкторы, конструкторы-липучки), тем лучше. В качестве материалов для конструирования могут быть использованы подручные материалы: картонные коробки, спички и др.

«Нарисуй свое имя»

Родители предлагают детям с помощью всевозможных художественных приемов и принадлежностей изобразить свое имя на бумаге. Здесь интересно наблюдать насколько быстро, или наоборот, медленно ребенок отреагирует на необычность просьбы – не написать, а именно, нарисовать свое имя. Высокий уровень креативности детей будет выражен в необычном способе создания композиции из букв, в образных ассоциациях букв с чем-то или кем-то, стилизации композиции.

«Невероятные истории»

Родители описывают какую-либо невероятную ситуацию (например, «вы просыпаетесь, и оказалось, что попали на Луну», «вы стали размером с муравья») и детям предлагается, представить возможные выходы из нее, способы поведения и т.п.

«Составление рассказа»

Родители предлагают детям набор слов. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

«Дорисуй картину»

Ребенок рисует, не глядя на бумагу, несколько линий или фигуру, а родитель должен ее максимально креативно дорисовать так, чтобы получилась целостная картина. Потом игроки меняются ролями.

«Слова наоборот»

Это упражнение для развития творчества у детей можно выполнять везде – на улице, в магазине, на детской площадке. Когда вы видите надпись, старайтесь прочитать ее задом наперед. Кассир – «риссак». Вокзал – «лазков». После того, как вы потренируетесь на отдельных словах, переходите к фразам и предложениям.

Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять, а задача родителей – дать ребенку свободу и возможности для достижения определенных целей. Если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, игры на фортепиано или чтения стихов, то вы на правильном пути!