4Детский коллектив – сложное социально-педагогическое явление, воспитывающая среда, существенно влияющая на процессы социализации и индивидуализации личности, формирование ее нравственных качеств.
Одной из главных задач учителя начальных классов является формирование сплоченного детского коллектива, чтобы между одноклассниками установились дружеские взаимоотношения и появились общие цели. Это довольно сложная и кропотливая работа, которая должна носить системный характер, быть планомерной и ежедневной. Среди большого количества совместных мероприятий, которые проводит педагог с детьми в этом направлении, высокой эффективностью обладают игры.


Для первоклассников преобладающим видом деятельности остается игра. Ребенок через игру примеряет на себя социальные роли, включается в систему социальных отношений, так как коллектив первоклассников еще находится на стадии зарождения. Дети мало знают друг о друге, не имеют налаженных коммуникативных связей между собой. Поэтому для знакомства детей во время внеклассных и развивающих занятий важно предлагать игры, которые помогут детям ближе познакомиться, установить приятельские отношения и объединиться в микрогруппы по принципам интуитивной симпатии.
20 января 2023 года педагогом-психологом МБОУДО ЦППМСП «Семья» г. Уфы Стариковой Р.М. был проведен тренинг по командообразованию и сплочению классного коллектива для учащихся 1-го класса МБОУ Школа № 128 ГО Г. Уфа.
На тренинге ребятам были предложены игры, которые позволили им запомнить имена своих одноклассников, развить умение работать в команде и повысить уровень сплоченности и доверия.
Используя дидактические игры для командообразования детского коллектива необходимо учитывать, что сплочение происходит постепенно и проходит разные стадии. Большое значение в процессе общения и сплочения классного коллектива играет знание и обращение детей друг к другу по имени.
Обращение по имени – это не просто формальное проявление вежливости, это возможность собеседнику почувствовать самые позитивные эмоции, на основе которых между людьми возникает доверительная взаимосвязь, помогающая лучше услышать друг друга, понять, прийти к позитивному и выгодному решению. Поэтому для знакомства и сплочения классного коллектива детей начальной школы можно предложить следующие игры.
1) Снежный ком
Дети называют свои имена в определенном порядке: первый ученик называет свое имя, второй ученик повторяет имя первого и добавляет свое, третий – повторяет предыдущие два имени и называет свое и т.д. Постепенно количество имен увеличивается и ребятам трудно воспроизвести всю цепочку. Поэтому при проведении этой игры рекомендуется использовать бейджики с именами каждого ребенка.
2) Поменяйтесь местами
Дети сидят в классе за партами или на стульях в кругу. Учитель произносит фразу «Пусть поменяются местами те, кто…». Каждый раз ведущий называет новый признак:
• любит есть мороженое;
• умеет играть в футбол;
• имеет дома кошку и т.д.
После слов ведущего дети, к которым подходит указанная формулировка, встают и в произвольном порядке пересаживаются на места друг друга.
3) Волшебная кисть
Детям демонстрируется чистый лист бумаги. Лист кладется на стол, сверху сыпется «волшебный порошок», а после его сметают «волшебной кистью». Затем лист снова показывается ребятам, но теперь на нем проявится какое-то имя (такой эффект получится, если предварительно написать это имя на листе бесцветным клеем, свечой или кремом). Когда утихнут восторги детей, учитель может предложить встать тем ребятам, которых зовут так же, как написано на листе.
4) Калейдоскоп имен
Ведущий по очереди называет буквы алфавита. Чье имя начинается с озвученной буквы, встают, представляются и называют, например, свое любимое занятие.
Игры для укрепления команды – хороший способ развивать чувство товарищества, коммуникативные и лидерские навыки, повысить уровень доверия и желания детей работать вместе.