defektДефектолог занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Задачи учителя-дефектолога для детей с нарушениями в развитии:
1. Ранняя диагностика и выявление детей с особенностями развития познавательной деятельности - снижение памяти, нарушение концентрации внимания, замедленный темп мыслительной деятельности, нарушение сенсомоторного развития, ориентировки в пространстве, отклонениями в речевом развитии.
2. Профилактика нарушений и трудностей в обучении.
3. Выявление причин, сбор анамнестических данных, составление индивидуального плана коррекционной работы.
4. Организация комплексного сопровождения детей, испытывающих наибольшие трудности в усвоении программы образовательного учреждения.
5. Разработка индивидуальных маршрутов обучения, направленных на коррекцию выявленных нарушений, восполнение пробелов в усвоении программного материала.
6. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с учётом личностно-ориентированного обучения, психофизических особенностей учащихся.
7. Проведение консультативно-просветительской работы среди воспитателей, родителей.
Основные направления работы дефектолога:
1. Диагностика воспитанников;
2. Психопрофилактика;
3. Коррекционно-развивающая работа с детьми;
4. Консультирование педагогов, родителей.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
-Коррекция и развитие познавательной деятельности;
-Коррекция и развитие речевого развития;
-Коррекция нарушений сенсомоторного развития;
-Коррекция и развитие психических процессов;
-Формирование аналитико-синтетической деятельности;
-Формирование и коррекция пространственно-временных представлений;
-Развитие зрительно-моторной координации;
-Развитие мелкой моторики.
Дети, испытывающие трудности в усвоении программы, получают дополнительные коррекционно-развивающие занятия по следующим направлениям:
-формирование аналитико-синтетической деятельности;
-формирование элементарных математических представлений, развитие измерительных навыков;
-развитие общей и мелкой моторики;
-развитие зрительно-моторной координации;
-развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия;
-развитие пространственных и временных представлений;
-развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия);
-формирование правильной самооценки, саморегуляции произвольной деятельности;
-обогащение и уточнение лексики, формирование грамматического строя речи, формирование фонематического восприятия и коррекция ритмической стороны речи;
-формирование коммуникативных навыков.
Конечным результатом коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с дошкольниками является комплексная подготовка детей, с ограниченными возможностями здоровья и полная социализация в среде сверстников.