roliРечь – сложная психическая функция. Не являясь врождённой способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Грамотная речь ребёнка – важное условие его нормального развития, а в дальнейшем успеваемости в школе. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему выразить свои мысли, тем глубже он может познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будет формироваться его взаимоотношение с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а следовательно его личность в целом.
Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что после 3 лет речь ребёнка практически сформирована и становится для него основным средством общения, орудием мышления. Также полноценно развитая речь возможна только при хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление.
Информация о роли родителей, их поддержке и помощи.
Необходимо принимать активное участие в речевом развитии ребёнка. Работа будет эффективной, если будете относиться к проблемам своих детей с большей ответственностью.
Если вы хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что:
Речь формируется по подражанию. Родителям ребёнка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Указывая ребёнку на какие-либо конкретные ошибки, нужно следить за отсутствием их в собственной речи. Помните, что ваша речь – образец для ребёнка. Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, правильно.
Не позволяйте ребёнку говорить быстро.
Ребёнка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, его успехи и достижения необходимо поощрять и отмечать.
Создавайте ситуации, в которых ребёнок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт.
Не избегайте детских слёз: они тоже могут быть фактором в стремлении ребёнка к высказыванию или выражению своих мыслей.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ? 
Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства.
Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.
Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. 
Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
Часто можно услышать: «Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всё рассказывали, но результата нет; сам ребёнок не может ни описать самую простую картинку, ни о чём рассказать» Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребёнок. «Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.
Совместная работа специалиста и родителей.
Индивидуальные занятия на логопедическом пункте могут посещать не только мамы, но и папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры – словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребёнком дома. Это необходимое условие, потому что в семье и образовательном учреждении к ребёнку должны предъявляться одинаковые требования. Необходимо выполнять всё, что будет назначено специалистом, а именно:
1. Родители участвуют в процессе автоматизации, т. е. закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков, осуществляя контроль.
2. Учить с ребёнком речевой материал; чем чаще, тем лучше.
3. Во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они - важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.
4. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребёнком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни, в ненавязчивой форме напомнив о его правильном произношении.
5. Базовыми звуками являются: в группе свистящих - «с», шипящих - «ш», сонорных - «р» и «л». Только когда будут поставлены и закреплены эти звуки, которые нарушены у детей, можно приступать к работе с остальными звуками: в группе свистящих – «з», «ц», «сь», «зь», шипящих – «ж», «щ», «ч», сонорных – «рь», «ль». Это основные группы звуков несмотря на то что искажениям и заменам подвергаются и другие. (По каждому ребёнку это будет сказано в индивидуальном порядке.)
6. И, пожалуйста, не забывайте дома тетради.
7. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
8. Обязательно учитывайте психологические особенности и состояние ребёнка. Если вы не видите у вашего ребёнка желания говорить, если он протестует в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный ответ, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способствовать не только собственной речевой активности ребёнка, но и научить его слушать взрослого, активизируя и развивая произвольное внимание.
9. Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках других неправильно произносимых звуков (всему своё время, закрепляя только тот звук, который уже отработан на логопедических занятиях). Главное, время и терпение. Все дети индивидуальны и темп у всех разный.
10. Приучайте себя и своего ребёнка бережно относиться к тетради.
11. Помните: совместная работа определит общий успех коррекционного обучения, без психотравмирующих ситуаций, как для ребёнка, так и для себя.
Таким образом, разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания вам необходимо ввести в ежедневную привычку.