205Встречали людей, у которых есть сложности с определением своих эмоций и чувств? Или, быть может, у вас у самих есть такая проблема?
Одна из причин, почему это явление может происходить – особенности воспитания. Часто родители запрещают ребенку проявлять свои эмоции (злиться, грустить и т.д.), потому что им, родителям, сейчас это неудобно.


Мальчик Миша топает ножками, хмурит бровки и громко кричит, потому что мама отключила «Смешариков», ведь нужно срочно идти к врачу по записи. Миша зол, его лишили того, что ему сейчас очень нужно, больше всего на свете! А мама в этот момент вся на нервах: «Не психуй, характер он мне тут показывать свой будет», «Прекрати злиться!» и насильно пихает мальчика в куртку. Миша усердно сопротивляется и пытается маму ударить. Мама запретила Мише злиться.
Девочка Катя плачет изо всех сил – она посмотрела фильм «Хатико». Что сказал папа, глядя на эту ситуацию? «Катюша, перестань ныть. В жизни еще хуже все бывает – ипотеки, короткие отпуска и увольнения. Ты из-за каждой ерунды так реветь будешь? Будь хорошей девочкой, не ной». И Катя с трудом перестает плакать, потому что хочет быть хорошей девочкой. Папа запретил Кате расстраиваться.
И таких примеров множество. Примеров, которые происходят каждый день в каждой семье.
Вот таким образом вырастают взрослые, которые подавляют, не принимают и не понимают свои чувства и эмоции. Что, конечно же, в будущем приносит много проблем и им самим, и окружающим. Но если человек не принимает свои эмоции, это не значит, что их у него нет. И получается такая ситуация – человек либо не осознает проблему и живет с этим всю жизнь, либо осознает и ищет помощи у психолога.
Однако, гораздо важнее предотвратить эту проблему в принципе! Как же научить ребенка принимать свои чувства и эмоции?
1. Самое главное – не стоит запрещать ребенку испытывать те или иные эмоции. Не бывает плохих или ненужных эмоций!
2. Помогите ребенку идентифицировать происходящее с ним. «Сейчас ты злишься, потому что я отключила мультики?». «Тебе сейчас грустно, потому что тебя расстроило происходящее в фильме?». «Ты завидуешь, потому что тоже хочешь такую игрушку?». Будет лучше, если ребенок назовет эту эмоцию или чувство: «я злюсь»,
«я боюсь», «я радуюсь» и т.д.
3. Покажите, что нужно делать с этой эмоцией или чувством. «Когда ты злишься, ты можешь побить подушку и нахмурить брови со всей силы и сказать, что ты сейчас очень зол» и т.д.
Следуя этому нехитрому алгоритму, вы поможете своему ребенку вырасти эмоционально зрелой и стабильной личностью!