208Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок – украл деньги или присвоил чужую вещь.
Такое поведение ребёнка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» – часто слышишь от потрясённых родных. Мало того, что такой ребёнок позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным. Хотя на самом деле в большинстве случаев всё не так страшно, но необходимо знать, что же делать для устранения данной проблемы:


1. Не пугайтесь. Через опыт воровства проходит большинство детей.
2. Не называйте ребёнка вором, не пугайте тюрьмой, а дайте название поступку и назовите последствия.
2.1. Это не противоречивые советы, они легко соединяются фразой типа: «Когда человек берёт чужое, без согласия хозяина или без его ведома, это называется воровством. За воровство предусмотрено наказание – тюремное заключение». Для сравнения – другая фраза: «Ты – вор! Тебя в тюрьму посадят!» или «Если будешь воровать, то в тюрьму попадёшь!»
Используйте безличные формулировки. Употребление личных местоимений «ты», «тебя» активирует механизм идентификации: «Я вор», «Меня посадят!», «Я в тюрьму попаду!». Идентификация же запускает процесс программирования поведения ребёнка.
2.2. Наказание – не единственное последствие воровства. Поговорите с ребёнком о том, какие чувства испытывает человек, лишившийся своих вещей или денег, как этот человек относится к виновнику его проблем. Спросите: «Как бы ты относился к человеку, который тайно взял что-то ценное у тебя?». Поговорите с ребёнком о доверии, об уважении, о том, в каких конкретных поступках люди могут проявлять недоверие и отсутствие уважения к человеку, который ворует.
3. Продемонстрируйте ребёнку свою уверенность в том, что он всё понял, хочет исправиться и сможет это сделать.
3.1. Для этого организуйте компенсацию материального ущерба пострадавшему из материальных средств ребёнка. Сделать это можно разными способами.
Во-первых, ребёнок может возместить ущерб из своих накоплений или, во-вторых, из денег, подаренных родственниками на день рождения или другие праздники. Для этого запишите нужную сумму в тетрадку. В день, когда у ребёнка появились наличные, увеличьте зафиксированную ранее сумму на какой-либо процент (как в банке) и верните деньги в бюджет семьи или конкретному человеку. Иногда стоит предварительно сообщить бабушкам, дедушкам и тётям, что у ребёнка долг перед семьёй (другим человеком), поэтому вместо игрушек и гаджетов он ждёт эквивалентные подарку деньги.
В-третьих, организуйте ребёнку или подростку возможность заработать собственные деньги и из них возместить ущерб. Отправьте сына или дочь в летние каникулы не на море, а в трудовой отряд, а из заработанных денег пусть он вернёт нужную сумму пострадавшему члену семьи (конечно с процентами, как минимум с учётом инфляции).
В-четвёртых, продайте (или сделайте вид, что продали) ценную игрушку, гаджет, принадлежащий ребёнку, и компенсируйте ущерб потерпевшему. Если вы выбрали этот способ, то позаботьтесь о том, чтобы ребёнок расстался с «проданной» вещью навсегда, а не нашел её через три дня (или 3 месяца) на полочке в шкафу.
В-пятых, отмените покупку запланированной ценной, но не крайне нужной, вещи, предназначавшейся ребёнку, или отмените запланированное развлечение. Однако этот способ лишает ребёнка возможности пережить чувство потери собственной ценности (например, игрушки, денег). Радость хотя бы временного обладания украденным или купленным на украденные деньги может оказаться выше, чем «потеря» ценности, которую ты не держал в руках. С другой стороны, если возможность заработать, или получить в подарок деньги слишком отодвинута во времени (заработать негде, Новый год закончился, а день рождения не скоро), то стоит выбрать этот вариант.
3.2. Никогда не оставляйте полученные нечестным путём вещи ребёнку и не давайте ими пользоваться даже временно. «Поиграет вечер, а утром в садике/школе вернёт» – рассуждают некоторые родители, не понимая, что таким образом подкрепляют неприемлемое поведение ребёнка.
4. Не позволяйте ребёнку или подростку получить удовольствие от владения чужой вещью, чужими деньгами.
Как поступить с незаконно полученными вещами?
Если у вещи есть законный владелец, то пусть ребёнок сам вернёт её или вы вернёте, и как можно быстрее. Будет лучше, если сын или дочь сделают это сами. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка или подростка не было возможности и на этот раз солгать. А ещё, о том, чтобы была названа истинная причина и принесены извинения.
Если ребёнок купил на незаконно полученные деньги вещь, можно попробовать вернуть её в магазин или продать.
Если вернуть/продать не получается, отдайте кому угодно. Позаботьтесь о том, чтобы у сына или дочери не было возможности даже иногда держать эту вещь в руках, иначе ситуация будет работать, как позитивное подкрепление нежелательного поведения. Поэтому не дарите и не продавайте вещь близким родственникам или друзьям.
5. Постарайтесь создать (на 3-6 месяцев) ситуацию невозможности взять чужое. Уберите деньги в недоступное ребёнку место, скрупулёзно выясняйте происхождение появившихся новых вещей и т.п. Делайте это деликатно.
Не проверяйте на честность! Некоторые родители стремятся «проверить» ребёнка. Например, кладут кошелёк на видное место и оставляют ребёнка одного. Не стоит этого делать. Такое поведение называется не проверкой, а провокацией. Важно создать ситуацию, когда у ребенка просто не будет возможности совершить проступок или он будет вскрыт очень быстро и ценность будет возвращена владельцу.
6. Не наказывайте ребёнка. Не кричите, не ставьте в угол, не лишайте прогулок и уж тем более не шлёпайте и не бейте. Все эти действия никак не связаны с проступком и ничему не учат.
Все выше названные пункты тоже не имеют никакого отношения к наказанию. Они преподносятся ребёнку как естественные последствия поступка и таковыми являются.
Если случаи присвоения чужого продолжаются, то обратитесь к психологу, чтобы совместно со специалистом разобраться в причинах повторяющегося воровства и выбрать стратегию решения проблемы.