215«У него богатый внутренний мир», «Для меня важен только внутренний мир», «Я не хочу никого пускать в свой внутренний мир» и другие похожие фразы мы слышим достаточно часто в нашей повседневной жизни.
Внутренний мир очень важен. Внешние достижения – это проекция внутреннего мира вовне. Заботясь о внутреннем мире, мы будем наблюдать весьма позитивные внешние изменения.
Давайте сегодня зададимся вопросами «С чего начинается внутренний мир ребенка?» и «Как и зачем беречь его внутренний мир?».


Если мы видим счастливого ребенка, это значит, что о его внутреннем мире заботятся, он живет в согласии с самим собой и окружающей действительностью.
Внутренний мир ребенка – это его потребности, чувства, мысли, желания и мечты.
Поговорим в первую очередь о 3 первичных потребностях ребенка.
1. Потребность в безопасности. Прежде всего, речь идет о физической безопасности. Но не менее важной является эмоциональная безопасность ребенка (в семье, школе, детском саду и др.). Важно, чтобы ребенок знал, что рядом с вами всегда безопасно. Если ребенок хотя бы иногда находится в страхе, что вы повысите тон, отругаете, ударите, то говорить о том, что рядом с вами он всегда чувствует себя в безопасности, не стоит. Безопасность – это отсутствие страха перед собственным родителем. Если вы мечтаете о гармоничных отношениях с собственным ребенком, запомните: ребенок не должен бояться родителя.
Для самоанализа искренне ответьте на следующие вопросы: Насколько безопасно мой ребенок чувствует себя рядом со мной? Боится ли меня мой ребенок? Доверяет ли мне полностью?
2. Потребность в понимании и сочувствии. Даже нам, взрослым, важно знать, что нас понимают. Нам кажется, что мы всегда открыты, но, к сожалению, это не так. Иногда мы даже не слушаем своих детей. Даже если вы очень заняты, найдите время выслушать ребенка, понять и посочувствовать. Не пожалеть, а посочувствовать – чувствовать вместе с ребенком. Ребенку важно осознавать, что вы не только слушаете, но и понимаете его чувства, проживаете их вместе с ним.
Для самоанализа искренне ответьте на следующие вопросы: Стремлюсь ли я понять своего ребенка? Действительно ли я слушаю, когда ребенок обращается ко мне? Всегда ли я открыта для понимания?
3. Потребность в ощущении, что «Я хороший». Речь идет о базовом ощущении ребенка, что «я есть», «я хороший», «я любим», «я важен». Это ощущение, знание формируется родителями, значимыми взрослыми в процессе заботы о ребенке с момента его рождения. Для любого малыша очень важно ощущать себя хорошим, особенно в глазах собственных родителей. Поэтому дети сильно страдают, когда вы их наказываете, осуждаете, сравниваете, кричите. В этот момент ставится под сомнение «хорошесть» ребенка. Если ребенок не чувствует себя хорошим, с ним сложно вести конструктивный диалог.
Для самоанализа искренне ответьте на следующие вопросы: Какое ощущение, знание о себе я формирую у ребенка, когда общаюсь с ним тем или иным образом? Чувствует ли мой ребенок себя хорошим и важным в нашей семье?
Мысли ребенка
Головы наших детей переполнены мыслями. Они берутся из разных источников, но во многом формируются под влиянием семейной идеологии, принятых ценностей, взглядов, мировоззрения, концепций. Воспитываясь в конкретной семье у конкретных родителей с их собственными психологическими установками, ребенок в значительной степени заимствует эти концепции. Важно помнить, что мы можем влиять на мысли наших детей. Мысль – первопричина любого результата. Влияя на мысли, мы таким образом влияем на действия и успехи ребенка.
Все самые главные мысли ребенка можно разделить на 3 подгруппы:
1. Мысли о самом себе (самооценка). Что ребенок думает о самом себе, каковы его решения о самом себе?
Люди, максимально реализованные во всех сферах жизни, чувствующие себя наполненными и счастливыми, всегда хорошо думают о самих себе. У них всегда высокая адекватная самооценка. Они искренне считают себя достойными, важными, нужными. Это основа серьезных положительных достижений в любой сфере жизни. Очень важно научить ребенка хорошо думать о самом себе. Если вы без конца твердите, что ребенок лодырь, лентяй, растяпа, будут ли у него ресурсы, чтобы формировать о самом себе положительное мнение? Нет. Следовательно, его самооценка будет падать.
2. Мысли о родителях. Если ребенок плохо думает о родителях, то стремительно теряет доверие к ним – хрупкий мост доверия в отношениях начинает разрушаться. Важно, чтобы родитель был доверенным лицом, которому не страшно открыться, которого есть за что уважать. Это нужно, чтобы сохранить крепкую связь между ребенком и родителем. Когда ребенок положительно думает о себе и родителях, мост доверия очень крепок и на нем можно строить гармоничные отношения с самим собой и окружающим миром.
3. Мысли об окружающем мире. Что ребенок думает о мире, в котором живет? Каков он в его представлении? Каковы люди вокруг? Эти мысли формируются не на пустом месте, а на основании мыслей о себе и о родителях. Многое зависит от того, что вы думаете об этом мире. Если вы считаете, что мир агрессивный и ненадежный, то почти со 100% вероятностью ваш ребенок будет думать также. Если вы хотите, чтобы ребенок думал о мире определенным образом, проанализируйте, что о нем думаете вы сами.
Подумайте: Что ваш ребенок думает о себе? (Каковы его решения о самом себе?) Что ваш ребенок думает о вас? Как ребенок воспринимает этот мир и себя в нем?
Что важно знать о чувствах ребенка?
Помимо мыслей, ребенок испытывает множество чувств. Они не всегда приятны родителям. А ведь в жизни ребенка тоже бывает немало поводов для грусти, злости, обиды, разочарования.
Чему вам следует уделить особое внимание в вопросе развития эмоционального интеллекта ребенка?
1. Один из важнейших навыков, который ребенок может приобрести благодаря вам, – это умение распознавать и называть собственные чувства. Только осознавая, какие чувства зародились в ответ на то или иное событие, в той или иной ситуации, ребенок способен научиться управлять ими. Не подавлять, не вытеснять, не замалчивать о своих истинных чувствах, а уметь конструктивно, социально приемлемых образом их выразить и отработать.
2. Не спешите оберегать ребенка от негативных чувств. Во взрослой жизни ребенок, скорее всего, не раз попадет в стрессовую ситуацию, и только умение конструктивно справляться с негативными чувствами позволит ему сохранить свое физическое и психологическое здоровье и не отступать на пути к цели.
3. Не подменяйте чувства ребенка своими.
Не надо вводить ребенка в заблуждение и на его утверждение о том, что ему тяжело, страшно, отвечать, что ничего страшного не происходит и он в безопасности, так как вы рядом с ним. В этот момент вы дезориентируете ребенка. Ему непонятно, кто не прав: его чувства или мама? «Мне страшно, но мама говорит, что мне не страшно. Мама не может врать. Что же происходит???» – такие мысли мечутся в голове ребенка. Чтобы ребенок мог принимать в своей жизни верные решения, он не должен заблуждаться в отношении своих чувств. Подменяя переживания ребенка, мы не позволяем ему познать самого себя.
Желания в жизни ребенка
Многие дети не умеют хотеть, не знают своих желаний. Если вы хотите растить счастливых детей и быть счастливы сами, научитесь желать и научите этому ребенка! Миром движут желания, а желаниями – мы и наши дети. Все лучшее в этом мире возникло не потому, что когда-то кого-то заставили сделать это для нас – оно есть у мира потому, что однажды кто-то захотел это создать. Концепция «Я хочу» вместо концепции «Я должен (обязан, надо)» весьма жизнеутверждающа. Она высвобождает силы для действий.
Познание самого себя – самое важное приключение в жизни человека. И для того, чтобы привить ребенку желание узнавать себя, понимать себя, мы должны начать с самих себя! Уметь осознавать свои потребности и своевременно их удовлетворять, уметь осознавать свои истинные чувства и искусно ими управлять, уметь мечтать и реализовывать свои мечты и желания. Можно уверенно сказать, что внутренний мир ребенка начинается с родителя!