189Современным школьником быть нелегко: читать, писать, считать на уроках, потом короткий перерыв на дорогу домой и снова – «грызть гранит науки». А ведь хочется сделать много чего другого и кажется, что, если затянуть с «домашкой» до самого позднего вечера, то может быть она исчезнет из дневника.
Современным родителям – не легче. Их все чаще посещает мысль: «Ребенок не хочет учиться, что делать?».
Давайте разберемся с этой сложной проблемой, терзающей и взрослых, и детей.


«Хотеть учиться» – это как минимум «уметь учиться». Значит иметь навык. Не стоит ожидать, что навык придет сам по себе, ведь ребенка надо элементарно научить учиться и поддерживать в нем мотивацию к учебе, создавая радость от выполнения домашних заданий. Давно известно, что то, что делается с радостью – делается легко. Ваш ребенок, от того факта, что его теперь водят в школу, не перестал быть ребенком. Ему нужно помочь организовать пространство, время, режим дня, и еще ему нужно разрешить по-прежнему играть.
Взрослым необходимо помнить, что родительская роль в выполнении домашних уроков очень велика. Она должна быть помогающая, поддерживающая, окрашенная теплотой, любовью и принятием. Постоянное напоминание о несделанных уроках, угрозы отлучения от планшетов, телевизоров и телефонов – не сделают ребенка ответственным; здесь нужен другой подход. Маленький школьник должен сам осознать, чем будет чревато его поведение.
Что же делать родителям?
1. Всегда помните: роль родителей сводится к тому, чтобы направлять и поддерживать, помогать ребенку разбираться в сложном, но ни в коем случае не делать все вместо него. Родителям не стоит перехватывать ответственность за учебу ребенка.
2. Перед началом выполнения домашнего задания давайте на 10 минут разные упражнения, которые развивают внимание, память. Они помогут ребенку сконцентрироваться, эмоционально настроиться и сделать уроки быстро и без ошибок. Достаточно сделать этот ритуал привычкой, и уже в скором времени ребенок будет легко приниматься за уроки.
3. Важно учитывать, что время, проведенное за уроками должно приносить удовольствие, именно поэтому в 1-4 классах на выполнение уроков не должно уходить больше 1,5 часов. Не забывайте о динамических перерывах, во время которых разрешите ребенку делать то, что он хочет, при этом важно исключить компьютер и телевизор.
4. По результатам проведенных исследований самое «активное» время для занятий ребенка – с 11.00 до 13.00 часов и с 16.00 до 19.00. Идеально – после школы погулять, вернуться домой, пообедать, отдохнуть и тогда уже приниматься за уроки. Но здесь все же следует «идти» за ребенком: наблюдать, советоваться с ним, пробовать разные варианты, чтобы найти «идеальное» именно для него. Ребенку может быть легче сделать уроки сразу, пока есть настрой на учебу, а может есть необходимость отдохнуть.
5. Начинайте выполнение уроков с предмета, который ребенку нравится, и который ему легко дается – это придаст уверенности. Если ребенок долго включается в работу, медленно раскачивается, то для разминки предложите ему сделать задания полегче. Если же, наоборот, школьник быстро включается и быстро утомляется, то начинайте с того урока, который потруднее, и требует максимальной собранности.
6. Принимайте ошибки спокойно. Когда ошибка сделана, предложите ребенку остановиться и внимательно посмотреть на то, что он написал – пусть постарается найти свою оплошность. Исправить не ту букву или цифру на бумаге всегда можно, а вот поправлять в будущем низкую самооценку и боязнь вообще за что-то браться, потому что в детстве «затюкали», будет непросто.
7. Спокойствие – важное качество родителя. Умение быть собранным, умение выполнять задания – все это придет к ребенку со временем, не сразу. Это необходимо понять родителям, ведь от их спокойствия и принятия зависит, что будет делать ребенок: бессознательно оттягивать неприятный момент домашней подготовки, либо спокойно и быстро выполнять работу, приобретая умение брать ответственность на себя. Последнее качество формируется у школьников в несколько этапов. На первом этапе родители большую часть заданий делают вместе с ребенком – сидят рядом и очень внимательно наблюдают: где пробелы, на каких моментах он начинает отвлекаться. Когда школьник станет меньше ошибаться, обращаться за помощью, а какой-то предмет делать самостоятельно – значит пришло время переходить на другой этап. Здесь взрослые начинают часть работы доверять ребенку, причем ту часть, с которой он точно справится. На третьем этапе ребенок уже все уроки делает сам, но знает, что родители готовы прийти на помощь, если понадобится. Четвертый этап начнется тогда, когда школьник все будет делать сам, и от родителей помощь ему уже не потребуется.
8. Хвалите ребенка, например, «Как я рада, что ты все сумел доделать!»; дайте ему понять, что вы цените его старания, формируя тем самым важное качество характера – способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат. Говоря: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», – вы показываете, что если что-то не получается, то это не катастрофа. Тогда ребенок понимает, что он не безразличен; его усилия кому-то важны и ценятся; ему готовы всегда помочь и оказать поддержку.
Не считайте школьные оценки слишком важными событиями в жизни. Конечно, хочется, чтобы ребенок приносил одни «пятерки», «схватывал материал на лету». Но важнее просто быть счастливым рядом со своими детьми, сохранив дружеские отношения с сыном или дочкой.