Работа специалистов в сфере профилактики социального сиротства г. Уфы в настоящее время строится по технологии раннего выявления. Обязательным условием настоящей технологии является назначение куратора-специалиста. Куратор — это администратор случая, который в процессе построения доверительных отношений с семьей, исследования природы проблем, ставших основанием к его открытию, способен привлечь для помощи семье услуги, адекватные потребностям, как всей семьи, так и ее отдельных членов, а затем осуществлять координацию и мониторинг процесса предоставления помощи семье.
Особенность работы куратора с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, заключается в том, что такие семьи часто бывают не замотивированы на сотрудничество и не осознают опасность своего положения. Поэтому при установлении контакта с такими семьями специалисту следует подготовиться и знать некоторые особенности построения взаимоотношений и этапы работы с семьей.


Для установления и поддержания контакта при первом посещении семьи специалисту следует учесть некоторые особенности:
— семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять ее;
— одна из задач первого визита в семью заключается в том, чтобы показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество;
— снять напряженность, которая может возникнуть при посещении социальным педагогом их дома.
Многие родители недооценивают сложность процесса консультирования, временных затрат, ориентированы на получение быстрого результата, переоценивают возможности социального педагога. Важно избегать неоправданных ожиданий, которые могут привести к чувству неудовлетворенности от общения со специалистом.
Во время первого визита в семью специалисту и самому необходимо подготовить себя и настроится на установление контакта. Что бы все прошло быстрее и проще необходимо:
— обрести состояние комфортности;
— чувствовать себя раскованно;
— настроить себя на сотрудничество;
— быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье;
— активизировать профессиональную установку на оказание социально-педагогической помощи;
— не сомневаться в собственной профессиональности;
— не включать негативное самопрограммирование;
— «встать на одну сторону с семьей»;
— не противопоставлять себя семье;
— не говорить, что правильно, а что неправильно, прежде чем не узнаете мнение семьи по этому поводу;
— не форсировать события: семья, может оказаться неготовой и будет защищаться;
— не сосредоточивать особое внимание на проблемах семьи, если семья не готова сама о них говорить.
Основные элементы первого визита специалиста в семью:
• Знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.
• Социально-психологическая беседа. Если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, — не спешите (иногда первый визит может завершиться знакомством). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.
Содержание первого визита специалиста в семью:
• Объясните, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши объяснения, а может — нет.
• Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.
• Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как восприняли.
• Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.
• Оцените качество контакта с семьей.
• Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут вам и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придется налаживать отношения.
Принципы работы социально-педагогической службы с семьей:
• Предметом внимания должна быть семья как целостная социальная единица.
• Каждая семья может и имеет право нуждаться в необходимой ей помощи.
• Всегда искать в семье позитивные стороны и ресурсы.
• Контролировать получение семьей помощи.
• Методическая помощь семье: обучение членов семьи различным навыкам, семейное консультирование.
• Время, отпущенное на оказание помощи, должно быть ограничено.
• Составление индивидуального плана реабилитации каждой семьи.
Принципы создания и поддержки партнерских отношений:
• Специалисту нужно самому хотеть быть вовлеченным в дела семьи, чтобы образовались определенные отношения.
• Степень глубины взаимоотношений прямо пропорциональна затрачиваемому времени, усилиям, умению, эмоциям, а также зависит от позиции специалиста.
• Отношения профессионально строятся по программе, которая начинается с вежливости и уважения, формирует взаимопонимание, устраняет безразличие, создает взаимосвязи и, наконец, кристаллизует партнерство.
• Совместная работа еще не является неоспоримым доказательством установления искомых отношений. Часто она просто является средством манипуляции.
• Способность нравиться, чувство взаимной предрасположенности очень важны для создания необходимых отношений между социальным педагогом и семьей.
• Самые лучшие партнерские отношения между социальным педагогом и семьей – это отношения на личностном уровне.
Таким образом, придерживаясь вышеизложенных рекомендаций, можно избежать некоторых трудностей, связанных с установлением и поддержанием контакта с семьей, организовать эффективную работу по сопровождению и преодолению семьей трудной жизненной ситуации.

 

Салимова А.Г.,

социальный педагог отдела по работе с кровными семьями МБОУДО ЦППМСП «Семья» г. Уфы