106 2В режиме самоизоляции специалисты МБОУДО ЦППМСП «Семья» г. Уфы продолжают вести занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Я и мой мир». Данная программа предназначена для детей из замещающих семей и направлена на развитие их эмоциональной сферы.

Эмоции играют важную роль не только в жизни детей, но и взрослых. Они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Эмоциональное развитие, говоря простым языком, – процесс, в ходе которого человек становится хозяином своих эмоций и учится ими управлять.

С рождения ребенку доступны для выражения 7 базовых эмоций – интерес, радость, печаль, удивление, отвращение, гнев и страх. Постепенно, под воздействием воспитания, дети учатся выражать свои эмоции или подавлять их, замечать и понимать переживания других людей и адекватно реагировать на них, расширяют палитру эмоционального реагирования в тех или иных ситуациях. Считается, что ребенок эмоционально здоров, если он умеет идентифицировать свои эмоции и конструктивно выражать их.

Большинство приемных детей имеют в своем жизненном опыте одно или более условий, мешающих их нормальному росту и развитию.

Если:

- детство ребенка прошло в учреждении, где его крайне редко брали на руки, ласкали, прижимали к себе,

- ему не шептали на ухо нежные слова и не пели колыбельные,

- он не слышал различных звуков окружающего мира, а находился в ограниченном пространстве одного помещения,

- никто не носил его на руках, не подбрасывал, в общем, не менял его положение в пространстве,

то про таких детей говорят, что они сенсорно-депривированы.

В данном случае у ребенка «отупляется» восприятие сигналов разных органов чувств. Такой ребенок, скорее всего, не будет уметь распознавать ощущения, анализировать их и тем более называть. Он будет плохо ощущать границы собственного тела. У такого ребенка затруднено пространственное восприятие, снижен уровень слуховой памяти и внимания. Когда он будет голоден, замерзнет или, например, натрет мозоль, то будет испытывать дискомфорт, но не всегда сможет проанализировать ощущение и адекватно отреагировать на сигнал организма. Чаще всего, не имея способности определить, что именно не так, ребенок выдает эмоциональную реакцию: вспышка гнева, слезы, раздражение. Поэтому в поведении могут появляться агрессивные реакции, которые окружающим будут казаться беспричинными. Также у большинства оторванных от родителей детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, ухудшается эмоциональная регуляция.

Другой проблемой, которую часто выделяют у детей, оставшихся без попечения родителей, является обеднение эмоциональной сферы, неэмоциональное, безразличное отношение ко всему окружающему. Эти дети характеризуются отсутствием эмпатии и интереса к другим людям, что ведет к выраженным нарушениям в межличностных отношениях, мешает социальному развитию. Причиной этому служит отсутствие человека, который бы радовался и грустил вместе с ребенком, реагировал на его реакции. В этом случае ребенок не учится распознавать эмоции и сообщать о своем состоянии. Возникает синдром госпитализма, который формируется вследствие дефицита общения. Как правило, нарушается гармоничное развитие высшей нервной деятельности. В дополнение к этому не формируется цепочка: потребность – сообщение (крик) – удовлетворение потребности. Таким образом, ребенок не учится распознавать свои потребности и адекватно их удовлетворять. Ему будет сложно понимать состояние другого человека и выражать свои эмоции, соответствующие ситуации.

Какую помощь может оказать родитель ребенку в развитии эмоций?

  1. Для развития эмоциональной сферы родителю необходимо наполнить жизнь ребенка эмоционально, вызывая внутренний эмоциональный отклик при прослушивание музыкальных сказок, учась сопереживать героям, обращая внимание на собственные чувства и называя их. Наблюдая эмоциональную жизнь ребенка, необходимо обозначать его переживания, вводить в лексикон слова, характеризующие оттенки его чувства («рад», «зол», «сердит», «раздосадован», «расстроен», «огорчен» и т.п.).
  2. Обучение распознаванию чувств и эмоций следует начинать с того, что:

- признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций. Например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю»;

- обсудить случаи, которые произошли с кем-то, попросить определить чувства и предложить собственные варианты поступков, при этом избегая осуждения. Например: «Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчен? Что он сделал потом?».

  1. Обсуждая с ребенком его чувства, не пытайтесь решить за него проблему. Объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним. Например: «Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку?».
  2. Часто все, что требуется ребенку – это понять охватившее его чувство. Предлагайте ребенку различные способы, помогающие ему «взять себя в руки» – вербальные, физические, зрительные, творческие. Например: «Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?».
Желаем вам и вашим детям счастливой и насыщенной эмоциями жизни!
106 1

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам