Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполнят свои особые функции. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий (межполушарные связи). Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, и управлением своим поведением.
Переход ребенка к школьному обучению – довольно сложный процесс. В этот момент перестраиваются память, мышление, внимание. Недостаточно развитое внимание у школьников сегодня считается настоящей проблемой и вызывает беспокойство со стороны родителей и учителей.
Внимание играет важную роль в процессе обучения. Внимание – сосредоточенность сознания субъекта на определенном объекте. Именно благодаря ему, дети могут усваивать нужную информацию, отсеивая второстепенную. Младшие школьники еще не научились концентрировать внимание на определенном объекте длительное время. Поэтому отвлеченность, невнимательность, небольшой объем внимания и отсутствие способности распределить его между другими предметами – типичная возрастная особенность младших школьников. Это может стать причиной рассеянности, забывчивости, неуспеваемости в школе.
Гиперактивность у ребенка – упрощенный вариант названия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (сокращенно СДВГ). Это патологическое состояние в 80-х годах вывели в самостоятельное заболевание, называемое также гиперкинетическим расстройством. Гиперактивный ребенок не способен долго быть сосредоточенным, четко контролировать свое поведение, отличается невнимательностью, излишней импульсивностью и неусидчивостью.
Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были успешны в их основной деятельности – учебе. На сегодняшний день это невозможно без качественного выполнения домашних заданий, которые зачастую приносят нам массу сложностей. Необходимо научиться относиться к домашним заданиям с большим оптимизмом, ведь они позволяют ребенку повысить свою успеваемость, поработав самостоятельно дома, и слово «самостоятельность» имеет здесь огромное значение! Домашнее задание – это персональная работа, на которую ребенок должен потратить свое время и силы, и это возможность для него научиться организовывать свою деятельность и работать без подсказок со стороны взрослых. К концу начальной школы ребенок должен выполнять свои домашние задания совершенно самостоятельно. Взрослый может присутствовать поблизости лишь для того, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы, помогая ему найти ответ самому, а не просто предоставлять всю необходимую информацию.
Как помочь ребенку правильно организовать работу?
В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, крышки, пуговки, «киндеры», пластмассовые бутылочки, прищепки…
Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые можно было прикреплять к корзине с тонкими краями, использовала М.Монтессори, известный итальянский педагог.
В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, различающиеся величиной, материалом, широкой цветовой гаммой, которые можно использовать в играх с детьми.
Память является одним из необходимых психических процессов, без которых невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Ее развитию в дошкольном возрасте обязательно должно уделяться достаточно времени, т.к. с помощью этого процесса малыш сможет получать новые знания, познавая мир или обучаясь в школе, приобрести необходимые ему знания, умения и навыки. На занятиях по развитию памяти можно научить детей запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с помощью несложных упражнений и игр. Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации без осмысливания, поэтому задача взрослых научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному.
По приемам заучивания различают следующие виды памяти:
Когда ребенок должен начать говорить?
В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку.
В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.