329Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой (фонетике) и смысловой стороне (лексике, грамматике) при нормальном слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие речи (ОНР) имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Выделяют три уровня речевого недоразвития:
I уровень – безречевые дети (алалия);
II уровень – начатки общеупотребительной речи;
III уровень – наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.


Возможные причины ОНР:
• негативные факторы в период беременности и родов;
• «педагогическая запущенность» – ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но, в первую очередь, об общении с ребенком в целом;
• перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
• частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
• наследственные факторы. В этих случаях речевой эффект может возникнуть под влиянием даже незначительных, неблагоприятных внешних воздействий.
Рекомендации родителям
1. Контролируйте не только речь ребенка, но и свою речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие-либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.
2. Побуждайте ребенка к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи.
3. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»).
4. Учитывайте психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся.
5. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, папу активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.
6. Участвуйте в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.
7. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
9. Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.
Только родители обладают уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, родители несомненно могут быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.
Для того чтобы речь вашего малыша была плавной, четкой, выразительной и красивой, необходимо:
 самим говорить выразительно и правильно. Не позволяйте себе говорить быстро, слишком громко, неправильно произнося звуки. Будьте примером правильной речи для своего ребенка.
 не подражать так называемой автономной (детской) речи малыша: бибика, ам-ам, баиньки. Говорите с малышом нормальным языком – и он скоро поймет, что так правильнее.
 отказаться понимать его жесты и мимику, если ребенок упрямо не хочет говорить, хотя и умеет. Откликайтесь только при использовании ребенком речи.
 не ругать и не делать резких замечаний, если ребенок неправильно произносит звуки и слова. Так можно добиться полного отказа ребенка от общения.
Для постоянных занятий с малышом нужно время и силы. Но каждый родитель понимает: от правильной речи зависит будущее ребенка, его самооценка, успехи в школьной учебе и многое другое. Поэтому не жалейте сил и времени для логопедических занятий. Наградой за ваш труд будет чистое, выразительное, красивое произношение вашего ребенка.

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам