194Родительство – это то великое, прекрасное, что может случится со взрослым человеком. А дети по-разному появляются в нашей жизни. Иногда они рождаются в сердце, именно там будущие родители им готовят место, и именно там зарождается любовь. Так в семье появляются приемные дети. Если мотив взрослого – помочь ребенку вырасти, выжить и почувствовать себя благополучным в отношениях с людьми, то первое, что необходимо для этого ребенка, – уверенность в незыблемости родительской любви.


Именно безусловная, независимая ни от чего любовь является фундаментом, на котором основаны надежные взаимоотношения с детьми. Именно она может обеспечить реализацию потенциальных возможностей и талантов ребенка в полной мере. Главное слово в формуле безусловной родительской любви – слово «всегда». Любить безусловно – это значит любить ребенка всегда, при любых условиях, а не только когда хочется. Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, словах. У детей, когда-то имевших опыт воспитания в детских интернатных учреждениях, зачастую формируется отрицательное представление о себе. Ребенок, растущий с раннего детства вне семьи, лишен самого главного и важного – безусловной любви. Безусловное принятие – это одно из главных ожиданий приемного ребенка. Безусловное принятие – глубинное, незыблемое, фундаментальное знание того, что ты хороший и правильный. Страх ребенка оказаться плохим для значимого взрослого сродни страху смерти: если ты родился каким-то неправильным, слабым, то, по законам биологии, на тебя не будут тратить ресурсы, перестанут заботиться, и ты умрешь.
У каждого из детей есть определенные эмоциональные потребности (эмоциональный резервуар), и то, как они удовлетворяются (через любовь, понимание и т.д.) определяет многое: чувства и поведение. Естественно, чем полнее эмоциональный резервуар ребенка, тем положительное его эмоции и тем лучше его поведение. Только если эмоциональный резервуар полон, можно ожидать, что ребенок будет развиваться наилучшим образом или стараться изо всех сил. Поведение ребенка является сигналом, указывающим на состояние этого резервуара.
Одна из наиболее важных характеристик безусловной любви – это принятие. Для языка принятия характерно: оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками»), а не личности («Ты очень жадный мальчик»), «временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось»), а не «постоянный» («У тебя никогда ничего не получается, как следует»), сравнение с самим собой, а не с другими, использование ласковых слов, похвалы, комплиментов, доброжелательные интонации, выражение заинтересованности, выражение своих чувств и отражение чувств ребенка, контакт глаз, улыбка, позитивные телесные контакты.
Способы выражения любви к ребенку можно классифицировать по четырем типам: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.
Контакт глаз. Хотя мы и не осознаем этого, но используем контакт глаз как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный резервуар. Если ребенок смотрит вам в глаза подолгу, не отводя глаз, если ему нравится заглядывать вам прямо в глаза – радуйтесь! Это значит, что он любит вас и доверяет вам.
Физический контакт. Казалось бы, проще всего выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением, тем не менее, большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. Соответствующий возрасту физический контакт и постоянный контакт глаз − это два наиболее драгоценных дара, которые мы можем передать детям. Если ребенок не очень-то любит прикосновения (ласку любят все, а вот принимать ее умеет не каждый), можно маскировать их, скажем, необходимостью поправить челку дочери либо стряхнуть пылинки с рукава сына. Довольно простые действия, но дают они очень многое.
Пристальное внимание. Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредоточиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновенье не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей самый важный человек в мире. Любящим родителям придется столкнуться с тем, что в некоторых случаях их ребенку отчаянно, больше всего на свете нужно их пристальное внимание именно в ту минуту, когда они меньше всего расположены уделять его. Именно такие минуты бесценны, они дают ребенку огромный заряд самоуважения, осознания собственной ценности. Практикуя пристальное внимание, очень скоро вы заметите, что ваш ребенок стал спокойнее, рассудительнее, увереннее в себе, что он меньше скандалит и, как ни странно, гораздо меньше привлекает к себе внимания.
Дисциплина. В области воспитания детей дисциплина − это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Что включает в себя дисциплина? Что ее формирует? Достойный пример взрослых, моделирование ситуации, словесные и письменные инструкции, письменные просьбы, обучение, обеспечение возможности ребенку самому учиться и набираться различного жизненного опыта, в том числе и умения отдыхать, и все это под разумным и благожелательным руководством взрослых. Дисциплины неизмеримо легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне и глубоко любят, принимают таким, какой он есть. Тогда ребенок может примириться с руководящей ролью родителей без враждебности.
Очень часто бывает, что дети, воспитывающиеся в приемных семьях, сопротивляются выражению любви и нежности со стороны родителей. Они сопротивляются контакту глаза в глаза, они не хотят, чтобы до них дотрагивались при физическом контакте, и им безразлично пристальное внимание. В результате многие родители, в конце концов, отказываются от всяких эмоциональных контактов, считая, что «раз уж ребенок так хочет, пусть будет так, как он хочет». Они думают, что ребенку не нужна их любовь, привязанность и внимание. Это ошибка! Как бы упорно ребенок ни сопротивлялся, ему все равно необходимы все проявления безусловной любви. Однако раз уж он так сопротивляется, мы, родители, должны постепенно приучать его принимать наши знаки внимания доброжелательно.
Важно всегда помнить, что любовь к ребенку, т.е. эмоциональная близость и взаимопонимание, не является врожденной способностью родителя и не возникает сама собой с рождением или усыновлением ребенка. Способность любить формируется в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося родителям ощущения счастья и полноты самореализации. Любовь и принятие ребенка – это длительный процесс. Способность принимать ребенка таким, какой он есть, зависит от взрослого. Жизнь ребенка должна соответствовать не вашим желаниям, а его склонностями, способностями и предпочтениями. Принимая своего ребенка безусловно, вы учитесь правильно с ним взаимодействовать.

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам