blind

Объявления

204В процессе воспитания ребенка многие родители сталкиваются с такой проблемой, когда крайне трудно уговорить свое чадо выполнять некоторые действия. Начиная от самого простого похода в магазин у дома за хлебом и заканчивая уходом за родственниками. Для начала стоит выделить несколько факторов, которые могут способствовать снижению мотивации к деятельности.


Первый, и самый простой и очевидный, фактор – обычная лень. Порой каждому из нас лень делать что-либо, особенно, если задача кажется простой или незначительной. Причин на то может быть много: усталость, плохое самочувствие или настроение, несрочность выполнения дела и т.д. Постоянное желание перенести выполнение на потом может плавно привести нас к тому, что мы начнем активно пользоваться подобными отговорками. В таком случае число невыполненных дел будет расти как снежный ком, и на их выполнение потребуется уже куда больше сил, чем в самом начале. Это довольно несоразмерная трата своих ресурсов, в частности времени.
Второй фактор – обесценивание результатов деятельности. Ребенку может казаться, что итог не стоит потраченных сил. Рассмотрим приведенный выше пример про поход в магазин за хлебом. В голове у него выстраивается простая логическая цепочка: оторваться от дела, которым занят на данный момент -> переодеться из домашней одежды в уличную -> совершить поход до магазина -> вернуться обратно -> переодеться в домашнее -> вернуться к своим делам, и как итог всех действий позже поесть суп с хлебом. По мнению ребенка, можно обойтись и без этого. Это один из самых простых примеров снижения уровня мотивации к деятельности.
Третий фактор – поиск вторичной выгоды. Ни для кого не секрет, что порой дети с самых ранних лет требуют дополнительного поощрения для того, чтобы сделать какое-либо действие. Даже если оно будет связано с его здоровьем. Например, поход к врачу для осмотра. Самый быстрый способ успокоить капризничающего ребенка, по мнению многих родителей, – дополнительный стимул в виде сладостей, или в современных реалиях – дополнительный час игры в планшет или телефон. В некоторых случаях подобный стимул оправдан эффективностью, поскольку работает «здесь и сейчас», но дети слишком быстро выявляют подобные закономерности, и родителям приходится все чаще прибегать к «экспресс-варианту» урегулирования проблемной ситуации. По мере взросления, если вовремя не определить подобные манипуляции со стороны ребенка, его будет все труднее удовлетворить простыми вещами, особенно в подростковом возрасте, что в итоге приведет к отказу делать элементарные бытовые дела без дополнительного стимула.
Итак, подводя итог, стоит сказать, что самым эффективным методом мотивирования детей и подростков к деятельности является конструктивный диалог с приведением аргументов и возможностью договориться о взаимовыгодном результате. Тут можно просто постараться объяснить некоторые закономерности. Детям: чистить зубы, чтобы они не болели, складывать вещи на свои места, чтобы не терять их. Подросткам: хорошо учиться, чтобы достигнуть большего в будущем, помогать старшим, потому что они уже тоже взрослые. Вариант с дополнительным поощрением тоже может иметь место, но в разумных пределах и за соответствующую отдачу со стороны ребенка.
Каждый человек уникален, у каждого есть свои особенности, сильные и слабые стороны. Никто, кроме родителя не может знать лучше, как взаимодействовать со своим ребенком. Прислушивайтесь к ним, старайтесь быть в курсе их дел, их побед и поражений, будьте союзником, и в таком случае вы вместе «свернете любые горы». Удачи!