narusheniaДети, как и взрослые, страдают, когда случаются негативные события и ситуации. Только каждый по-разному выражает свои переживания. У детей часто это может проявляться в виде различных поведенческих моделей и реакций. Агрессивное поведение, отстранённость, депрессия, низкая самооценка. Вот только некоторые способы, с помощью которых они сигнализируют о том, что им плохо, просят взрослых о помощи. Но бывают и проявления, которые выражаются на физиологическом уровне: различные тики, энурез, энкопрез.

Распознать причину таких нарушений очень сложно, иногда они воспринимаются как нечто иное (ребёнок простыл, физический дефект и т.д.). Но, бывает, что самые близкие и родные люди причиняют детям страдания своими поступками, словами, действиями.
Считается, что психотравмирующая ситуация вызывает расстройство нормальной деятельности коры больших полушарий головного мозга и часто приводит к неврозам и как следствие возникновению энуреза, энкопреза, тиков у детей.
Тики – неожиданные быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся разнообразные мышечные сокращения, склонные к фиксации в определённых группах мышц в течение длительного времени. Наиболее часто встречаются учащённое мигание, нахмуривание лба, наморщивание носа, оттягивание угла рта «в ухмылке» и др.; иногда вовлекаются дыхательные мышцы, и тогда возникает фырканье носом, кряхтенье, издаются отдельные звуки. Тики не носят постоянного характера и не имеют строгой ритмичности. Чаще встречается у мальчиков, но могут появиться и у девочек, которые внешне похожи на своих отцов.
Считается нарушением, если тики начали возникать в 5 лет, а первые эпизоды проявились в 2 года.

Причины возникновения тиков у ребёнка:
1. Нарушение отношений ребёнка с близким окружением и значимыми людьми.
2. Склонность организма к накоплению внутреннего возбуждения и невозможности демонстрации данного возбуждения.
3. Органические нарушения.
4. Нервно–соматическая ослабленность организма ребёнка (утомление).
5. Повышенная нервно–мышечная возбудимость.

Что нужно делать:
1. Стараться игнорировать тики.
2. Пересмотреть свои отношения с ребёнком, узнать о его возможных проблемах, страхах.
3. Научить ребёнка выражать свои эмоции.
4. Научить ребёнка адекватным способам снятия напряжения (тёплый душ, подвижные игры, занятия спортом, релаксация и т.д.).
5. Не допускать перевозбуждения и переутомления ребёнка.

Чего нельзя делать:
1. Фиксировать внимание на тиках.
2. Делать замечания по поводу тиков.
3. Расценивать тики как гримасы и баловство.
4. Наказывать за тики.
5. Запрещать ребёнку такое поведение.

 

Энкопрез – это стойкое произвольное или непроизвольное отхождение кала вне соответствующих для этого условий при отсутствии органических дефектов и заболеваний прямой кишки или спинного мозга.
Энкопрез считается нарушением, если проявляется у ребёнка старше 4 лет; частота непроизвольной или намеренной дефекации в непредназначенных для этого местах больше одного раза в месяц и свыше шести месяцев.
Данное нарушение встречается у мальчиков в три раза чаще, чем у девочек. У детей с психиатрической патологией энкопрез является поведенческим симптомом. Энкопрез часто встречается в сочетании с энурезом.
Причины задержки формирования контроля дефекации у ребёнка:
1. Неадекватные наказания за дефекацию и неудовлетворительный уход за ребёнком.
2. Доминирование матери в семье (принижение роли отца).
3. Наследственная отягощённость.

Что нужно делать при энокпрезе:
1. Необходим контроль выведения остатков пищи из организма ребёнка (диеты, клизмы и др.).
2. Через 20-30 минут после каждого приёма пищи ребёнок должен посещать туалет.
3. Поощрять за чистые штанишки в конце дня.
4. В зависимости от возраста приобщать ребёнка к стирке вещей.
5. Дать ребёнку возможность самостоятельно менять испачканную одежду.
6. Повышать самооценку ребёнка в любом виде деятельности, даже за малые достижения.
7. Повышение роли отца в семье.

Чего нельзя делать:
1. Использовать наказания по отношению к ребёнку за испачканные штанишки.
2. Ругать и унижать ребёнка.
3. Допускать хождение ребёнка в испачканной одежде.


Энурез — непроизвольное недержание мочи во время бодрствования или ночного сна.
Считается нарушением, если проявляется у детей старше 2 лет.
Различают энурез невротический (связан с психической травмой и, как правило, сопровождается другими невротическими нарушениями) и энурез неврозоподобный (возникает в связи с остаточными явлениями органического поражения головного мозга или задержкой развития отдельных мозговых систем. Наблюдается при нарушении глубины сна, изменении тонуса мышц сфинктеров, нередко сочетается с задержками психического развития).

Причины возникновения энуреза у ребёнка:
1. Физиологическое строение мочеполовой системы ребёнка (например: малый мочевой пузырь).
2. Остаточные явления поражения головного мозга (проявляется при переутомлении, перенапряжении, переохлаждении и т.д.).
3. Употребление алкоголя родителями при планировании беременности, вовремя беременности и кормления грудью.
4. Стрессовые ситуации у ребёнка в течении дня и мышечное расслабление во сне и как следствие расслабление мочевой системы.
5. Семейное неблагополучие, невнимательность к мокрой постели, в которой спит ребёнок. Соматические и гормональные нарушения у ребёнка (следует обратить внимание, сколько жидкости употребляет ребёнок в течение дня и исключить диабет).

Что нужно делать:
1. Убедиться в отсутствии урологических проблем (инфекции) и соматических нарушений.
2. Исключить наказания за мокрую постель.
3. Своевременно использовать поощрения.
4. Ограничить потребление жидкости перед сном.
5. Поднимать ночью в туалет.
6. Посещать туалет перед сном 2-3 раза.
7. Укладывать ребёнка в тёплую и жёсткую постель.
8. Укреплять мышцы спины, живота, промежности с помощью физических упражнений (хороши катания на велосипеде, плавание).

Чего нельзя делать:
1. Оставлять без внимание энурез и надеяться, что само пройдёт.
2. Наказывать, ругать, унижать, оскорблять ребёнка за мокрую постель.
3. Лечить энурез, а не первопричину, приведшую к энурезу.
4. Создавать в семье стрессовые ситуации.
Такие нарушения, как тики, знкопрез, энурез, очень часто являются реакцией организма ребёнка на необычные стрессовые ситуации. Они могут проявляться вскоре после стресса или через некоторое время. Если их оставить без внимания, за ними следует множество других проблем, которые будут влиять на формирование личности ребёнка в целом. Но этого можно избежать, если быть более внимательным по отношению к ребёнку и его проблемам.

 

При подготовке статьи использовались книги:

? Алексеева Е.Е. Что делать если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.
? Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под общей ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с. (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам