123

Возраст детей 6–7 лет характеризуется, как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. Характерной особенностью данного возраста является развитие у ребенка психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти и речи. Но следует понимать, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) отличаются от сверстников, своим замедленным развитием.


Дети с ЗПР на занятиях довольно рассеяны, они не способны работать больше 10 – 15 минут; отличаются ослабленным вниманием к словесной (вербальной) информации, даже когда повествование очень захватывающее и интересное. Ребенок может потерять нить вопроса или рассказа даже при малейших раздражителях, к примеру, при стуке в дверь


Спецификой в формировании внимания у ребенка с ЗПР является то, что с учетом структуры дефекта, дефицит внимания разделить можно на два направления, где ведущим фактором в структуре дефекта является:
1. нарушение регуляции. Дети из данной группы страдают от импульсивности, неустойчивого внимания, истощаемости, которые сочетаются с достаточно высокими процессами в познавательной деятельности (наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти). При коррекции в данной группе требуется дозировать задания во времени, а также применять приемы, которые способствуют развитию самоконтроля, формированию произвольного внимания.
2. недоразвитие процессов познавательных, которые сочетаются с медленными темпами деятельности, кратковременной памятью и более узким объемом внимания при выполнении различных заданий. В данной группе детей формирование произвольного внимания осуществляться должно во взаимосвязи с развитием речи и мышления.
Далее предлагаем игры, которые помогут детям научиться рассуждать, обобщать, сравнивать, выносить самостоятельные умозаключения.
Примеры игр с детьми
«Найди лишнее слово»
Составьте серии слов, в каждой из которых одно слово будет отличаться от других по некоторому признаку (например, храбрый-смелый-злой-отважный). Предложите ребенку определить это лишнее слово. В серии может быть от трех до пяти слов (по возможностям ребенка).
«Бывает – не бывает»
Бросайте ребенку мяч, одновременно называя какую-нибудь ситуацию. Ребенку надо поймать мяч, если указанная ситуация возможна, и отбивать его, когда такая ситуация в принципе невозможна (например, кошка хочет пить, самолет идет по земле и др.)
«Угадай по описанию»
Взрослый дает описание некоторого предмета, а затем просит угадать, о чем он говорил. Говорить можно о чём угодно: об овощах, игрушках, животных. Если ребенок колеблется с ответом, можно выложить ему подсказку в виде картинок.
«Кто кем будет»
Взрослый описывает (показывает, называет) явления и предметы, а ребенок должен ответить на вопрос, как и во что они изменятся или превратятся. Например, желудь в дерево, гусеница в бабочку и др.
«Общие слова»
Взрослый предлагает ребенку назвать как можно больше общих слов, относящихся к какой-то теме и обозначающих некоторое понятие. Это могут быть слова, обозначающие кустарники, деревья, цветы; слова, относящиеся к спорту; слова, обозначающие домашних животных, наземный или воздушный транспорт.
«Стирай!»
Ребенок рисует мелом на доске или карандашом на листе бумаги «рожицу». Затем взрослый завязывает ему глаза, и ребенок должен стереть некоторые части «рожицы» в соответствии с указаниями, которые дает ведущий, и в той же последовательности (например, сначала глаз, затем подбородок и т. д.).
«Что исчезло?»
Разложите на столе несколько предметов (картинок) и попросите ребенка внимательно их рассмотреть. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один предмет и предлагает посмотреть, вспомнить и назвать, что исчезло.
Разновидность этой игры: оставшиеся предметы на столе смешиваются, ребенку предлагается назвать их исходную последовательность.
«Волшебный мешок с подарками»
Взрослый высыпает на стол несколько предметов из тех, что знакомы ребенку и используются им. Ребенок, рассматривает их в течение одной минуты, а затем взрослый убирает предметы в мешок и задает вопросы о них (например, какого цвета была резинка для волос? сколько было синих карандашей? …).
«Вспомни и назови»
Взрослый называет ребенку 10 простых слов (например, стол, ель, мяч, конфета, слон, дождь и т. д.). Затем предлагает вспомнить и назвать все слова в том порядке, в каком они были названы. Еще интересней эта игра становится, если попросить ребенка «нарисовать» эти слова, пусть даже весьма схематично. В эту игру можно играть с двумя-тремя детьми одного возраста, пусть каждый «рисует» слова, которые запомнил.
Для реабилитации и коррекции недоразвитий у детей с ЗПР, необходимо постоянное сотрудничество с взрослыми, которые смогут направлять и помогать ребенку при выполнении определенных заданий, что в результате будет способствовать поэтапному компенсированию недостатков.

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам