blind

Объявления

shutterstock 429711796Психологическая помощь, которая оказывается детям, имеет свои особенности в зависимости от возраста, жизненной ситуации ребенка, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта. Семья является важнейшим фактором социализации и развития ребенка.

Именно в ней малыш получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания. В тоже время семья может быть фактором, негативно влияющим на процесс его личностного развития. Внутрисемейные конфликты, развод родителей, насилие, жестокость и ряд других причин являются психотравмирующими факторами развития детей.
Часто родители чувствуют потребность в посещении психолога только тогда, когда ребенок ведет себя непривычным для них образом. Например, у него появляются проблемы в школе, трудности в общении с другими детьми или взрослыми, конфликтные отношения с родителями и другими родственниками, соматические заболевания, различные страхи. Такое поведение или отношения с людьми в психологии называется симптомом. Родителям очень важно понимать, что симптом – это последствие, причина же в 80 % случаев кроется в детско-родительских отношениях, а иногда и в супружеских. Именно эти отношения обычно и становятся объектом психологической работы.
Семья – это целая система взаимоотношений ее членов, бессмысленно работать с ребенком вне ее. Поэтому помимо работы психолога с ребенком, родители сами должны быть готовы к изменениям. Желаемые результаты могут произойти только при однозначной включенности взрослых, при их готовности к этому процессу.

Что необходимо знать и понимать, посещая с ребенком психолога?

1. Приводя ребенка к специалисту, не надейтесь, что все сделают за вас.
Психолог проводит с ребенком один час в неделю, а все остальное время – родители. Поэтому именно вы должны приложить усилие, а специалист поможет найти причину затруднений, самый короткий путь к успеху и будет вашим проводником, подсказывая и корректируя дорогу в ходе работы.
2. Параллельно с ребенком каждый родитель должен посещать консультации психолога.
Часто родители удивляются тому, что на первую консультацию нужно прийти самим, без ребенка. Но именно родитель может дать психологу нужную информацию о нем. Как и упоминалось выше, результативнее работа будет при вовлеченности всей семьи. Если взаимодействие состоится со всех сторон – родители, ребенок и психолог – у проблемы просто не останется шанса!
3. Нужно сообщать психологу о своих чувствах, если вы испытываете в этом потребность.
Это важно, потому что на протяжении консультации полезную информацию для работы специалисту дает не только рассказ о ваших мыслях, действиях, но и о чувствах в данный момент психологической работы.
Можно сказать, что это входит в обязанности психолога: если вы тревожитесь – успокоить, если злитесь – прояснить ситуацию и помочь снять агрессию, если расстроились – выслушать, чтобы на душе стало легче. Репертуар эмоций и чувств огромен, и вы не должны в одиночку справляться с ними.
Решение о том, чтобы посетить психолога часто принимается в безвыходной ситуации, и вызывает много эмоций, как у родителей, так и у детей. Один из вопросов, который волнует родителей перед визитом к психологу, это то, как сообщить ребенку об этом. Реакция бывает разной, и часто родители оказываются в растерянности, говорят, что не смогли уговорить ребенка посетить прием, не знают, что с этим делать.
Родителям сложно признавать свою беспомощность, они находятся в конфронтации с ребенком, испытывают негативные чувства. Взрослые бывают не удовлетворены своим родительством, не получают от него то, чего хотели, или, наоборот, получают негатив и не могут с ним справиться, чувствуя себя беспомощными перед проблемами. В этом состоянии неконструктивные эмоции, гнев часто направлены на ребенка. И тогда родители ищут кого-то третьего, кто поможет его «перевоспитать» или «что-нибудь с ним сделать». Такая ситуация вызывает у ребенка наибольшее напряжение. Его отказ идти на прием естественен, потому что это воспринимается как наказание, а психолог, владеющий какими-то «тайными приемами» вызывает у ребенка ощущение опасности.

Что делать, когда ребенок не хочет идти к психологу?

1. Осознайте и признайте негативные чувства по поводу своего визита.
Если вы испытываете негативные чувства, злитесь, сердитесь, пытаетесь надавить на ребенка – признайтесь себе в этом. Это очень важно, потому что позволит вам сдвинуться с мертвой точки. Возможно, вы сами испытываете страх, тревогу. Если вы опишите эти чувства или хотя бы подумаете о них, они уже не будут влиять на ребенка так сильно, как влияли до этого.
2. Поставьте себя на место ребенка и попытайтесь стать с ним союзниками.
Признайте за собой право на ошибку и возможность не справиться. Когда вы скажете ребенку: «У нас проблемы» или «Я не справляюсь», или «Мы с тобой вдвоем не справляемся», или «Тебе и мне сложно, ты же сам видишь» – это констатация факта, который есть, все честно. В этом случае вы с ребенком вместе, вы с ним наравне, не унижаете и не давите на него. Напротив, вы просите у него помощи, и это намного приятнее для ребенка, чем, когда вы пытаетесь его наказать.
3. Узнайте как можно больше информации о психологе.
Узнайте подробности о направлении и методах работы психолога, посмотрите фотографию, почитайте статьи, которые он пишет. Как только вы поймете, что есть ощущение доверия, то можете сделать то же самое для ребенка: показать ему фотографию, рассказать о специалисте, о людях с похожими проблемами, которым психолог помог.
4. Составьте список вопросов к психологу.
Составьте список сами и попросите ребенка о том же. Спросите, что он хотел бы улучшить в ваших отношениях или в каких-либо других (в детском саду, школе, с друзьями). Если дело будет касаться не ваших детско-родительских отношений, вы можете обсудить это со своим ребенком, стать его доверенным лицом.
Самое главное – не придумывайте ничего и не обманывайте ребенка, чтобы не потерять его доверие. Будьте честными, тогда он точно не будет отказываться от ваших предложений.

Автор-составитель: педагог-психолог МБОУДО ЦППМСП «Семья» г. Уфы
Набиахметова Алина Ахатовна