voruetНа вопрос: «Как избежать детского воровства?» не ответишь: «Возьмите ручку, записывайте рецепт». Под воровством принято понимать сознательное нарушение соответствующей моральной нормы. Однако дошкольники, например, еще вообще не владеют моральными нормами. У детей отсутствуют представления о последствиях воровства.
Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением родных. В первую очередь сами родители показывают пример своим детям: из повседневных мелочей, взглядов и фраз у ребенка постепенно складывается шкала нравственных ценностей.
О случае воровства с ребенком следует говорить наедине и спокойно. Важно не уличать, не обвинять, а именно уважительно поговорить, и в первую очередь о том, что побудило ребенка к такому поступку, о его чувствах, которые он испытал в момент воровства и после. Это поможет принять правильные меры по исправлению его поведения.
Ворует ребенок всерьез или невинно уходит с чужими вещами в кармане – это разные вещи. Совершив кражу, ребенок намеренно скрывает это от других, понимая, что сделал что-то плохое, нарушил правила. Когда напротив, речь идет о невинном присвоении чужой собственности, достаточно разъяснить ему общепринятые правила. Если это ни к чему не приведет, нужно задуматься о причине плохого поведения ребенка. Чаще всего здесь речь идет о серьезной неудовлетворенности ребенка, о протесте и враждебности по отношению к авторитетам, неспособности контролировать свои порывы. Однако в этом случае наказание лишь поддержит в ребенке эти чувства. Помогая ему понять и принять общество, в котором он живет, его образ жизни, ребенок сможет избавиться от чувства враждебности и развить самоконтроль. Нормам поведения важно учить, исходя из интересов других людей, а не из угрозы наказания. Возвратим владельцу то, что ребенок унес, постараемся выяснить, чего ему не достает дома, и попытаемся сделать все возможное, чтобы дать то, чего не хватает.
В каком бы возрасте не совершались кражи, нужно предостеречь себя от обвинений типа «ты вор» или таких слов как «кража». Нужно использовать более мягкие выражения: «брать чужое», «взять то, что тебе не принадлежит», «берет вещи без спроса», «берет вещи, которые запретили брать» и т.п. Иначе у ребенка может сложиться негативная самооценка, которая будет побуждать его к дальнейшим правонарушениям.
Главная задача родителя – построить такие отношения с ребенком, чтобы в трудных ситуациях он мог обратиться за поддержкой к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения. Предотвратить кражи и обман помогут развитая воля, самостоятельность. Для того, чтобы сформировать такие черты личности, нужно повышать самооценку ребенка, укреплять в нем уверенность в себе, учитывать его мнение при приобретении личных вещей, подключать к планированию бюджета семьи, прививать отношение к деньгам, как к ресурсу, которым нужно разумно распоряжаться.

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам