leniЗадача родителя – научить ребёнка жить, научить самодисциплине и ответственности, привить ему полезные привычки и навыки, которые позволят ему позаботиться о себе в будущем. 
Одной из актуальных проблем в настоящее время является детская лень. Ленивый ребёнок, за которого всё делают родители, может вырасти безответственным, инфантильным человеком. Однако, чем больше потакаешь ленивому ребёнку, тем ленивее он становится. Проблем становится больше, и решать их надо обязательно. Но самое важное, что нужно помнить – если ребёнок не хочет ничего делать и ему это сходит с рук, это обязательно скажется на его будущем. 
Но прежде чем думать, как отучить ребенка лениться, надо понять – почему он ленится в данном конкретном случае, что дало толчок к появлению лени? И лучше бороться с первопричинами, чем заставлять ребенка что-то делать «из-под палки»: угрозой наказания, нотациями, криками и т.д. Да, заставить в большинстве случаев можно. Но целью является появление реальной внутренней мотивации у ребенка.
Рассмотрим возможные причины лени: 
1. Лень как протест.
Перед тем, как решать, что делать, если ребенок ленится, нужно понять одну бесспорную истину: лень – это защитная реакция психики! И проявляется эта защитная реакция тогда, когда от ребенка хотят большего, чем то, на что он способен без ущерба для психического и физического развития.
Необходимо разгрузить график ребенка. Потому что чем он младше, тем больше свободного, никак не регламентированного времени, у него должно быть. При чрезмерной нагрузке на детскую психику, переутомлении у ребенка «срывает предохранители», и срыв проявляется в виде тотального равнодушия к ранее интересовавшим его занятиям, т.е. к лени.
2. Лень как результат оценочного восприятия ребенка взрослыми
Родители могут считать, что ребенок ленится, если «непродуктивным» образом проводит свой досуг, отказываясь от помощи по дому, не интересуясь какими-то внешкольными кружками и т.д. А вся причина в том, что они сами приучают его ожидать оценки за каждое действие, которое требует определенных усилий и не является развлечением. Ребенок, привыкший к оценочной системе, может просто не понимать, зачем делать что-то, если за это ничего не будет?
3. Лениться ребенка учат родители.
Очень часто ребенок в лени берет пример с родителей. Само собой, если мама или папа все время лежит на диване, и не являют собой образец трудолюбия, то и ребенок будет вести себя так.  
Но бывают парадоксальные, на первый взгляд, случаи. Родители сами постоянно крутятся «как белка в колесе», не устают повторять, как важно трудиться, почему стоит избавиться от лени и т.д., а ребенок… смотрит, слушает и ленится!
Причиной может быть следующая ошибка родителей. Взрослые преподносят труд и любую полезную деятельность как нечто неприятное, очень тяжелое, неинтересное, но при этом ежедневно ими преодолеваемое. Соответственно, ребенок делает вывод: труд и учеба тяжелы и противны, так зачем я буду сам себе нагребать такие неприятные дела – чтоб мучиться с этим всем так же, как мама?
В каждой конкретной ситуации действенны будут различные меры. Родители должны сами понять, что происходит с их ребенком.
Рекомендации для родителей:
1. Урегулируйте график ребенка – оставьте ему достаточно свободного времени, не пытайтесь расписать и занять чем-то полезным каждую минуту. Чем младше возраст, тем больше времени для игр и развлечений должно быть. Постарайтесь сами почувствовать ту грань, за которой ребенок начинает утомляться и терять интерес к занятиям.
2. Подумайте о мотивации к полезным делам: ею должен быть, в идеале, не «кнут и пряник», а интерес. По возможности говорите ребенку, как интересно делать то-то и то-то, как весело, увлекательно и легко можно чем-то заниматься.  
3. Отучая ребенка лениться, постарайтесь сами позитивнее и легче относиться к своим нужным делам и обязанностям. Ребенок все видит и делает выводы.
4. Постоянно поясняйте, почему человек должен уметь трудиться. Демонстрируйте негативное отношение к лени, безделью.
5. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, иначе он может и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.
6. Позвольте ему действовать самостоятельно там, где это возможно. Например, спросите: «Ты бы хотел накрыть на стол или  лучше бы приносил посуду, пока я буду накрывать?»
7. Предлагайте ребенку посильную работу, определите круг его домашних обязанностей. 
8. Будьте последовательны в своих требованиях.
9. Приучайте доводить начатое дело до конца.
 

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам